Платон”Горгій”

Варто тільки прилучитися до творчості Платона і він вже не покидає читача ніколи. Так, читаючи антропологічний шедевр Дітера Лавенштайна “Елевсінські містерії”, я натрапив на численні дифірамби в сторону Платонового діалогу “Горгій”. Я вже прочитав десять базових діалогів тому був більш-менш підготованим, отож негайно зробив паузу і взявся за “Горгія”. Діалог “Горгій” про дію і споглядання, про благо і чесноту. Подібно, як у діалозі “Протагор”, Сократ знов спізнюється на промову відомого софіста на сей раз Горгія, тому допитується в нього про його фах.

В діалог втручають Фол і Калікл і вся розмова дістає глибший сенс. Калікл проголошує ідею верховенства могутності, сили і дії над філософією. Сократ говорить про благо покарання і злочиноство уникнення кари. Я вже не дивуюсь тим дивовижним шляхам, котрими мене ведуть літературні божества – минула прочитана книга (“Історія Греції” Генріха Штолля) закінчилась смертю Александра, а в “Горгії” згадується смерть іншого Александра – малолітнього сина великого завойовника. В цім діалозі Сократ передбачує власну смерть і говорить, що якби над ним вівся процес, то це був би суд дітей над лікарем, котрий дає їм гіркі ліки. Розмова про суд земний перетікає в розмову про суд потойбічний. За словами Платона, небіжчика судитимуть троє царів – Еак, Радамант та Мінос. Також згадується Есхілів Прометей і те, як він відбирає в людей знання про день власної смерті. Центральна ідея діалогу – благо в знанні, в розумовому та моральному збагаченні, душа мусить безконечно розвиватись і рости. Звісно, що я не можу погодитися з Сократом в усіх його твердженнях, наприклад ідеї про непотрібність мистецтв і комедії, або його критика Фемістокла і Перікла, але, як кожен великий автор Платон штовхає до роздумів та інтелектуального росту, а це головне. Розум розвивається від синтезу, а не від догми.

“Горгій” це безперечно дуже багатий текст з численними приповідками, жартами і сатирою. Сократ згадує Елевсінські містерії, а тероія посмертного суду бере свої зачатки в Піфагора та орфіків. В наш час рідко можна послухати дійсно цікаву інтелектуальну бесіду, але не проблема, бо такі діалоги велись дві тисячі років тому і я мав велику приємність бути присутнім на ньому. Нижче наводжу кілька цікавих уривків.

Сократ. Да, но и та жизнь, о которой ты говоришь, совсем не хороша. Я бы не изумился, если бы Эврипид оказался прав, говоря:Кто скажет, кто решит, не смерть ли наша жизнь,Не жизнь ли — смерть?Может быть, на самом деле мы мертвые? И правда, как-то раз я слышал от одного мудрого человека, что теперь мы мертвы, и что тело — наша могила, и что та часть души, где заключены желания, легковерна и переменчива, и что некий хитроумный слагатель притч, вероятно сицилиец или италик, эту часть души, в своей доверчивости очень уж неразборчивую, играя созвучиями, назвал бочкой, а людей, не просвещенных разумом, — непосвященными, а про ту часть души этих непосвященных, в которой живут желания, сказал, что она — дырявая бочка, намекая на ее разнузданность и ненадежность, а стало быть, и ненасытную алчность. В противоположность тебе, Калликл, он доказывает, что меж обитателями Аида — он имеет в виду незримый мир — самые несчастные они, непосвященные, и что они таскают в дырявую бочку воду другим дырявым сосудом — решетом.Под решетом он понимает душу (так объяснял мне тот мудрец); душу тех, кто не просвещен разумом, он сравнил с решетом потому, что она дырява — не способна ничего удержать по неверности своей и забывчивости.Вообще говоря, все это звучит несколько странно, но дает понять, о чем я толкую, надеясь по мере моих сил переубедить тебя, чтобы жизни ненасытной и невоздержной ты предпочел скромную, всегда довольствующуюся тем, что есть, и ничего не требующую.Ну, как, убедил я тебя хоть немного, склоняешься ты к мысли, что скромные счастливее разнузданных? Или же тебя и тысячею таких притч нисколько не поколеблешь?Калликл. Вот это вернее, Сократ.Сократ. Тогда приведу тебе другое сравнение, хотя и того же толка. Погляди, не сходны ли, на твой взгляд, два эти образа жизни, воздержный и разнузданный, с двумя людьми, у каждого из которых помногу сосудов, и у одного сосуды были бы крепкие и полные — какой вином, какой медом, какой молоком и так дальше, а сами бы жидкости были редкие, дорогие и раздобыть их стоило бы многих и тяжелых трудов. Допустим, однако, что этот человек уже наполнил свои сосуды, — теперь ему незачем ни доливать их, ни вообще как-то об них тревожиться: никаких беспокойств они впредь не доставят. Другой, как и первый, тоже может раздобыть эти жидкости, хотя и с трудом, но сосуды у него дырявые и гнилые, так что он вынужден беспрерывно, днем и ночью, их наполнять, а если перестает, то терпит самые жестокие муки.

Сократ. Счастливец ты, Калликл, что посвящен в Великие таинства прежде Малых: я-то думал, это недозволено.(Великим таинствам, или мистериям, в Элевсине (осенью, в месяце Боедромии) предшествовали Малые мистерии в Афинах (весной, в месяце Анфестерии). Сократ иронически замечает, что Калликл презирает постепенность познания, сразу хватаясь за обобщения.)

И раз я никогда не веду разговоров ради того, чтобы угодить собеседнику, но всегда, о чем бы ни говорил, ради высшего блага, — не ради особого удовольствия, — раз не хочу следовать твоему совету и прибегать к хитрым уловкам, мне невозможно будет защищаться в суде. Снова приходят мне на ум слова, которые я сказал Полу: судить меня будут так, как дети судили бы врача, которого обвинил перед ними повар. Подумай сам, как защищаться такому человеку перед таким судом, если обвинитель заявит:«Дети, этот человек и вам самим причинил много зла, и портит самых младших, пуская в дело нож и раскаленное железо, изнуряет их, душит и лишает дара речи, назначая горькие-прегорькие лекарства, морит голодом и томит жаждой — не то, что я, который закармливает вас всевозможными лакомствами!» Что, по-твоему, мог бы ответить врач, застигнутый такою бедой? Ведь если бы он ответил правду: «Все это делалось ради вашего здоровья, дети», — представляешь себе, какой крик подняли бы эти судьи? Оглушительный!

Напишіть відгук

Заповніть поля нижче або авторизуйтесь клікнувши по іконці

Лого WordPress.com

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис WordPress.com. Log Out /  Змінити )

Google photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Google. Log Out /  Змінити )

Twitter picture

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Twitter. Log Out /  Змінити )

Facebook photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Facebook. Log Out /  Змінити )

З’єднання з %s